
Вопрос о взаимоотношениях курдов и езидов очень сложный и многогранный, единой точки зрения в его понимании на данный момент не существует. Многовековой спор по этой проблеме лишь конкретизовал позиции каждой из сторон. Курды считают, что езиды - это часть курдов, исповедующих язычество, или же, более того, они просто являются мусульманской сектой в рамках курдского этноса. Езиды же считают себя потомками одного из тех древних народов, которые заселяли Междуречье в эпоху могущества Ассирии. У них своя независимая и неповторимая религия, основанная на древневавилонских верованиях и зроастризме. Езиды так же считают, что большинство курдов когда-то тоже были езидами, однако после появления ислама их насильно обратили в эту веру и присоединили к кочевым уже исламизированным ираноязычным племенам - курдухам, впоследствии сформировавшим курдский этнос. Исходя из этой теории, они полагают, что предки большей части современных курдов до исламизации были езидами и исповедали езидизм.
Принявше ислам кочевые племена всячески старались исламизировать езидов. Процесс этот шёл изначально мирным путём, с помощью пропаганды и демонстрации преимущества новой религии по сравнению с другими. Получив разрешение и одобрение официальных властей, эти кочевые племена - курдухи при помощи хорошо вооружённых арабских племён перешли к угрозам, а затем и нападениям на езидские поселения. У всех была одна цель: обратить всех тех, кто говорит на курманджи, то есть езидов, в ислам. С этих пор отношения между езидами и ираноязычными кочевыми племенами, которые потом составили курдский этнос, стали натянутыми и даже враждебными.
Не буду приводить выдержки из трудов различных авторов, считающих, что езиды - это часть курдов, исповедующих язычество, или же что езидизм - это секта ислама в рамках курдского этноса. Их слабые аргументы и доводы уже считаются неактуальными. Мы рассмотрим этот вопрос в другой плоскости, а именно: что предки теперешних курдов - езиды являются древним и самостоятельным этносом, а сам езидизм существовал задолго ло появления ислам.
В связи с этми заслуживает внимние определение "езиды", приведённое в Большой Советской Энциклопедии выпуска 1938 года. В статье они характерезуются как "народность родственная курдам". Из содержания статьи становится очевидным, что езиды рассматриваются как отдельный этнос, с одной стороны, и в то же время как народность, родственная курдам, с другой стороны. Оба фактора соответсвует действительности, ибо езиды до появления ислама на самом деле были отдельным этносом, а в средние века большая часть езидов была насильственно обращенна в ислам и присоединена к курдам, что подчёркивает несомненное родство езидов с этим этносом.
В "Современном справочнике по Ираку" 1966 года издания даётся более конкретное и развёрнутое определение. Здесь езиды описываются как "отдельный народ, переселившийся в районы Ирака совместно с курдами". Что касается утверждения справочника о том, что езиды являются совершенно отдельным народом, то оно полностью соответствует действительности и ещё раз подчёркивает нашу точку зрения. Однако относительно переселения езидов следует отметить, что существует множество источников, свидетельствующих о том, что езиды испокон веков жили и живут на своей исторической земле, то есть в местах их нынешнего проживания. Что касается кочевых племён курдухов, то необхадимо указать, что многие из них после длительной кочевой жизни со временем обосновались на территории современного Курдистана и стала вести оседлую жизнь. Присоединив к себе большое количество езидов, эти племена впоследствии сформировали курдский этнос. От сюда можно сделать вывод, что именно курдухи - курды, которые вели кочевой образ жизни, со временем осели в местах проживания езидов, а не езиды "переселились в районы Ирака совместно с курдами".
Известный востоковед, курдолог и специалист по езидизму В.П.Никитин в своей работе "Курды" (М., 1964), говоря об отношениях курдов и езидов, чётко выражает своё мнение: "Лично я полагаю, что курды - езиды никогда не были мусульманами".
Русский востоковед-путешественник И.Н. Березин (1818-1896) выделял езидов как отдельный народ, определяя их всего лишь как "соседей курдов", а не их соплеменников, как это ошибочно утверждали другие востоковеды. Такое утверждение Березина основано на личных наблюдениях, его беседы с представителями различных групп езидов, а так же выяснении и уточнении тех или иных фактов непосредственно у езидского духовенства, и что очень важно, на их исторической земле.Такое мнение, разумеется, можно считать более правдивым, нежели точку зрения ряда авторов, которые вообще никогда не были на родине езидов и живых езидов в глаза не видели.
Действительно, после насильственного присоединения к себе большого количества езидов уже сформировавшийся многочисленный курдский этнос стоял отдельно от них. По уже приведеным многочисленным причинам горстка езидов никак не могла быть вместе с курдами, жить в их среде. Теперь они могли быть лишь их соседями.
На основании приведённыхвыдержек, истории самих езидов и их преданий, которые дошли до нас, к сожалению, только в устном виде, имеются основания считать, что все курды, говорящие на диалекте курманджи, были езидами, которых силой заставили принять ислам. Став мусульманами, они больше не имели права жить среди езидов и поэтому примкнули к кочевым племенам - курдухам.
|